Поиск коментариев по нику Аноним

By Аноним at 20.04.2018 12:27:52
Используют тонкие материи для спаивания россиян которых те не понимают, но начинают забухивать до кладбища
Удовольствие ОТ ВОДКИ
23.05.2005

Сало для закуски должно быть мягким, но твердым

Андрей МАКАРЕВИЧ, музыкант, поэт, лидер группы «Машина времени»

Водка — напиток напитков. Она абсолютно рациональна, направлена на решение одной задачи — опьянеть. Другие напитки прикрываются фиговым листочком вкусовых достоинств. Водка — невкусная.

Жизнь российского человека вне водки немыслима. Можете себе представить зимнее сибирское застолье с пельменями и бутылочкой шардоне? Древнюю, доводочную Русь я себе рисую крайне смутно. Что заменяло боевые сто грамм? Медовуха, что ли? Прекратите.

Наше поколение вышло на водку не сразу. Юные хипповые годы прошли под флагом портвейна. Но помню третий курс архитектурного, мы выбегаем из института в осеннюю слякоть, спускаемся в кафе «Сардинка», берем по полпорции первого — солянки мясной, она в мисочке из нержавейки, горячая, ярко-оранжевого цвета, в ней плавает долька лимона, и два стакана, и садимся за пластиковый столик, и разливаем чекушку пополам — и это ровно столько, сколько надо, — и восхитительно выпиваем, и заедаем невероятно вкусной солянкой, и мир обретает гармонию.

Удовольствие от водки совсем не обязательно связано с видом снежного леса, морозом, хрустящим луком, подмерзшим салом и черным хлебом, хотя эта примитивная картина близка к совершенству.


Возьмите хорошую водку и поставьте в холодильник. Но не в морозильник! Водка должна быть охлаждена — до легкого запотевания бутылки.

Далее — компания. Лучше не очень большая и состоящая только из ваших близких друзей мужского пола. Один, пусть даже хороший человек, пьющий вино или коньяк, испортит вам праздник.

Повод не обязателен. На фиг нужно! Встреча — уже праздник. А если вы не договаривались о ней за три дня, а вдруг решили выпить полчаса назад — праздник будет еще ярче. Счастье — внезапно.

Теперь — закуска. Правильное сало. Если вы достанете его из морозилки, порежете тоненько острым ножом — при верно выбранной толщине ломтики будут слегка заворачиваться. Сало должно быть мягкое, но твердое. И прямо на этой дощечке подавайте к столу, а еще — несколько очищенных зубчиков чеснока, хрен, горчицу и бородинский хлеб.

Но истинное счастье дает первая и особенно вторая рюмка. Здесь важен интервал. Он варьируется от 1,5 до 4 минут. После первой — тишина. Прислушайтесь к себе. Слышите, как открываются потайные дверцы, как побежал ток по стылым проводам? Теперь посмотрите в глаза друзьям. Видите — с ними то же самое?

Между второй и третьей наступает состояние гармонии, и если бы люди научились это удерживать, то вопрос вечного счастья был бы решен. Увы, после второй всегда третья, и это хорошо, но уже не божественно.

Чем отличается пьющий человек от алкоголика? Пьющий знает, что, правильно выпив, он получит радость. Алкоголик помнит, что радость была. И выпивает в ожидании ея. А ея нет. И он выпивает еще. И еще, и еще. Нету! Клиника, ледяные руки врачей, онанизм, сифилис, смерть.

Понимаете, куда я клоню?


By Аноним at 19.04.2018 21:50:15
Доколе?
как прикажут в Вашингтоне



By Аноним at 19.04.2018 21:47:40
Доколе?
как прикажут в Вашингтоне



By Аноним at 19.04.2018 21:41:18
ватник готовится хряпнуть хуйца его сраной родины - только на пользу
ты трижды пидор, ватник












By Аноним at 24.03.2018 21:32:17
МАШИНКА СУРКОВА-ТЬЮРИНГА ОПЯТЬ ОБЛАЖАЛАСЬ
Чуров и его результат 146% - это уже просто детский лепет...

By Аноним at 21.03.2018 20:44:55
Меня терзают смутные сомнения....
Не могу обещать. Может так сложиться, что я эту деваху больше и не увижу. Да и как бы не пожалею. Тупая она, поговорить не о чем.

By Аноним at 21.03.2018 20:39:09
Меня терзают смутные сомнения....
Все, посоны, телефон сел, че есть, то есть, может в другой раз. Да и вырубилась она уже, не буду же будить человека изза фоток.


By Аноним at 21.03.2018 20:33:43
Меня терзают смутные сомнения....
Подъезжай да вдувай




By Аноним at 21.03.2018 20:25:06
Меня терзают смутные сомнения....
Автор ты в правильном направлении думаешь

By Аноним at 21.03.2018 20:23:57
Приветики!
Перестань, пожалуйста, называть ее шлюхой. Ты ведь тоже постил голую девушку. И что, тебе было приятно, если ее шлюхой называли?

By Аноним at 21.03.2018 20:19:26
Приветики!
Давай киви-кошель! Закину десятку сразу! Бахиня!



By Аноним at 26.02.2018 14:47:29
Дуже добра новина!


визжит как свинья мародёр проклятый




By Аноним at 30.01.2018 11:41:19
проект провален прибыли нет проект даже не окупился и теперь уже никогда не окупится
вопрос окупаемости - весьма противоричивый - смотря как счетать - тоже самоеи с эффективностью. в глобальной экономике - все глобально пропитано ложью и многое "эффективное" сильно притянуто за "свиные хохляццкие уши"

By Аноним at 28.01.2018 19:55:20
Да не воевал за Донбасс мой Егор Пиво в Химках с бомжами жрал скотина
ты думаешь дед, это оправдание?

By Аноним at 18.01.2018 05:00:08
Воспоминания  старого  бэндэровца ФОТОФАКТ
Ты ваще читал, чо на картинке написано? Там прямое указание на прямой половой контакт. И слово "ебать" ваще не фигурирует

By Аноним at 17.01.2018 21:40:44
САНФАН ИЛИ ОНИДЗУКА КОНКУРС КРАСОТЫ НА СУПЕРДЕМЕ: КТО СЕКСУАЛЬНЕЙ ?
у Санфана красивые волосы на груди, хочется в них уткнуться и заплакать


By Аноним at 16.01.2018 18:43:29
стихийно возникшие чеченские  ополченцы которые били  ватных боевиков: одного убили, а  другой сейчас -
национал-либераст детект

By Аноним at 16.01.2018 18:30:45
стихийно возникшие чеченские  ополченцы которые били  ватных боевиков: одного убили, а  другой сейчас -
а "Герой России" он потому что презирает либерастню

By Аноним at 08.01.2018 11:57:53
В России такая хуйня не прокатит, охуевших чурок быстро на место поставят
ТЕБЕ НАДО МЕНЯТЬСЯ ИНАЧЕ ТЫ УМРЕШЬ

By Аноним at 08.01.2018 11:50:02
В России такая хуйня не прокатит, охуевших чурок быстро на место поставят
Я РУССКИЙ, МЫ С ТОБОЙ НОРМАЛЬНО ЖЕ ОБЩАЛИСЬ НА ТЕМУ БЕГУЩЕГО, ПРО ИНТЕЛЛЕКТ ПОГОВОРИЛИ. ЧТО С ТОБОЙ НЕ ТАК БРО?

By Аноним at 08.01.2018 11:47:53
В России такая хуйня не прокатит, охуевших чурок быстро на место поставят
ТЫ ЧУРКА ЧТОЛИ? ЧЕ ТЫ ПРОТИВ РУССКИХ ТО? СИДИШЬ НА РУССКОМ САЙТЕ ПИШЕШЬ НА РУССКОМ? ОБЩАЕШЬСЯ С РУССКИМИ?

By Аноним at 08.01.2018 11:46:25
РУСНЮ ОТОВСЮДУ ГОНЯТ ССАНЫМИ ТРЯПКАМИ
НАХУЙ ТВОЯ НИЩАЯ ЛАТВИЯ КОМУ ВПЁРЛАСЬ

By Аноним at 08.01.2018 11:27:01
РУССКИЙ БИЗНЕСМЕН РАСКИДАЛ ТРОИХ БОРЦУХ НО РУССКИЙ ЭТИМ НЕ ХВАЛИТСЯ
скажи это английским и немецким папашкам, чьих дочек изнасиловали или продали в рабство

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 23:05:02
Паулайнера Мюнхеского нефильтрованного взял и хьюгардена С икорочкой бутериков на закусон да выпью за здоровье мужиков работящих!
Авторитет законоучителей. Полномочия и прерогативы законоучителей Талмуда установлены и определены в самом Талмуде. Наиболее существенны следующие: право отменять в определенных случаях библейское предписание (Иев. 89б–90б); право временно отменить соблюдение библейского постановления, если это необходимо, чтобы обеспечить повиновение Закону (Санх. 46а); запрещение вводить ограничения, соблюдение которых невозможно для большинства общины (ББ. 60б) или сопряжено с крупным ущербом или чрезмерными хлопотами (МК. 2 а; Беца 30а).

Многие из запретов (гзерот) и такканот Талмуда анонимны, как и значительные разделы Галахи вообще. Предполагается, что такие постановления были приняты большинством голосов членов Великого Синедриона, в котором разбирались сложные галахические вопросы и выносились решения, приобретавшие после этого значение закона. Вместе с тем, множество постановлений Талмуда связаны с именами определенных лиц и школ, таких как Иехошуа бен Гамла (умер, по-видимому, в 70 г. н. э.), Шим‘он бен Шетах, Бет-Хиллел и Бет-Шаммай, Иоханан бен Заккай, синод в Уше, Иехуда ха-Наси и прочих.

Правила нахождения конкретного решения в дебрях правовых и религиозно-ритуальных споров и дискуссий, составляющих Талмуд, содержатся в нем самом и в ряде принципов, выработанных авторитетами послеталмудического периода. Наиболее важны следующие: если какой-либо законоучитель расходится в суждениях с коллегами, принимается мнение большинства (Бр. 9а); школа Хиллела предпочитается, за малыми исключениями, школе Шаммая (Эр. 6б); в дебатах Рава и Шмуэля Ярхина‘а мнение Рава принимается в религиозных вопросах, а мнение Шмуэля — в гражданском праве (Бх. 49б); постановления последующих амораев, как правило, предпочитаются решениям предшествующих.

Установленное амораями различие между законами ми-де-орайта и ми-де-раббанан (см. выше Источники Галахи. Устный Закон), которое отмечали уже таннаи, заключается не только в большей строгости наказания за нарушение первых, но и в степени их галахической вескости: «В случае сомнения относительно закона ми-де-орайта следует принимать отяготительное решение, а сомнение относительно закона ми-де-раббанан решается облегчительно» (Беца 3б; ТИ., Эр. 3:4).

В средние века авторитеты иногда расходились во мнениях с постановлениями Талмуда. Некоторые гаоны, например, были склонны либерально толковать законы Талмуда о связях между евреями и неевреями на том основании, что неевреи их окружения (мусульмане) не были идолопоклонниками. Маймонид пренебрегал законами, основанными на вере в магические силы, даже если они включены в Талмуд как бесспорные. Но таких исключений мало: история послеталмудической Галахи зиждется в основном на признании Талмуда как наивысшего и окончательного авторитета.

Историческое значение и авторитет Галахи. Роль Галахи в истории еврейского народа отмечена тем же уникальным характером, что и беспрецедентная судьба его в контексте мировой истории. Сознание великой значимости присущих иудаизму ценностей, опирающееся на веру в избранность народа, «освященного заветами Господними», привело к созданию института, обеспечившего в беспримерных условиях рассеяния и гонений постоянное развитие духовного творчества и ставшего основой сохранения народом его национального самосознания и сплоченности.

Галаха заменила собой евреям давно утраченные прерогативы и атрибуты независимого государственного существования. На протяжении многих веков Галаха оставалась главным фактором, обеспечивающим сохранение внутренней целостности разбросанного по всему миру народа, пока устои исконной веры в его избранность не пошатнулись под натиском нарастающего материализма и атеизма, с одной стороны, и новых универсальных идеалов и чаяний — с другой.

Каждое из новых направлений в иудаизме, появившихся в 19 в. как результат ослабления традиционного религиозного критерия в жизни евреев, установило свое отношение к Галахе. Так, реформизм в иудаизме, принимая отдельные элементы Галахи, отвергает непререкаемость ее авторитета. Консервативный иудаизм тяготеет к либеральному толкованию Галахи, следуя, по его утверждению, духу динамизма ее развития в эпоху Талмуда. Лишь ортодоксальный иудаизм видит в следовании традиционной Галахе главную обязанность верующих и только в ее рамках ищет решение вопросов, возникающих в ходе изменяющихся условий жизни.

В Израиле разногласия в отношении к Галахе приобрели особенно острый характер после провозглашения государства. Крайне ортодоксальные взгляды сравнительно небольшой части населения, полностью отрицающей какие-либо формы светской власти и силу законов, не основанных на традиционной Галахе, с одной стороны, и сугубо секулярное мировоззрение значительного числа израильтян, требующих полного освобождения законодательной и правительственной деятельности от какой-либо подчиненности Галахе, — с другой, являются полярными выражениями большого диапазона мнений и позиций, разделяющих современное еврейство.

Промежуточные группы составляют, пожалуй, большинство евреев как в Израиле, так и в диаспоре, но сторонники крайних взглядов видят в этих группах не связующее звено еврейства, а фактор, усугубляющий его внутреннее разобщение. Это заставляет современное плюралистическое еврейское общество искать новые пути для сохранения сплоченности и целостности народа, который многие века объединяла Галаха, утверждая его самобытность.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 23:03:50
Паулайнера Мюнхеского нефильтрованного взял и хьюгардена С икорочкой бутериков на закусон да выпью за здоровье мужиков работящих!
3. Период амораев (примерно 220–470 гг.). Окончательно отредактированная Мишна стала священным текстом, уступающим в значении лишь Библии. Толкованию Мишны во имя установления и развития Галахи была посвящена деятельность амораев Эрец-Исраэль и Вавилонии — нового, а с 4–5 вв. и более авторитетного центра галахической учености. Запись обсуждений или мнений и постановлений таннаев, которые в Мишне фиксировались в лапидарной и категорической форме, носит в созданной амораями Гемаре развернутый характер и позволяет следить за ходом прений, взвешивать доводы, на которых базировались те или иные из их решений.

Отвлеченно-академический подход амораев к обсуждаемым вопросам способствовал расширению тематики Галахи, а также уточнению и обобщению определений. В то же время в их законодательном творчестве заметен значительный прогресс в разработке чисто практических аспектов Галахи. Решения амораев, провозглашенные в качестве законов, касаются проблем ритуала и литургии, ряда религиозных и этических предписаний, а также обширного круга правовых вопросов. Методологической аксиомой для амораев было требование не оспаривать мнение танная, если нельзя привести в поддержку своей точки зрения мнение другого танная.

Свод прений и постановлений палестинских амораев составил Гемару Иерусалимского Талмуда (закончен в 4 в.), а более всеобъемлющее и подробное толкование Мишны вавилонскими амораями — Гемару Вавилонского Талмуда, редакторами которой считаются амораи Аши и Равина II (5 в. н. э.), хотя определенная обработка ее продолжалась и в 6 в. савораями — вавилонскими учеными конца 5 в. – середины 7 в., которым приписывается окончательное оформление Талмуда. Савораи не внесли ничего существенно нового ни в содержание Талмуда, ни в Галаху вообще, но в их время произошла стабилизация Галахи, а Талмуд стал ее непреложным основанием и базой для дальнейшего развития галахической литературы.

4. Период гаонов (650–1040 гг.). Четыре века периода гаонов отличаются главным образом распространением талмудической Галахи среди широких слоев еврейского населения во всех странах диаспоры. Вавилонский Талмуд, вначале принятый главным образом в общинах стран, расположенных к востоку от Эрец-Исраэль, со временем приобрел преобладающее значение и постепенно вытеснил Иерусалимский, который стал достоянием лишь ученых-талмудистов.

Внедрение Галахи в народ и установление единой галахической нормы осуществлялось гаонами различными путями: а) опубликованием толкований сложных или недостаточно ясных высказываний в Талмуде и извлечением из него новых постановлений; б) письменными ответами на вопросы, обращенными к ним из всех стран диаспоры (см. Респонсы); в) составлением галахических конспектов, которое предпринял главным образом рабби Иехудай Гаон (середина 8 в.). Гаоны прибавили к установлениям Талмуда законы, которые донесло до них предание, а также выработанные ими лично. Когда и этого оказалось недостаточно для разрешения проблем, возникавших по мере изменения жизненных условий, гаоны прибегали к установлению такканот, в которых давались ответы на новые вопросы в области личного статуса, общественных дел, судебной процедуры и т. п. Благодаря деятельности гаонов, Галаха стала важным стабилизирующим фактором во всех практических аспектах еврейской жизни.

5. Раввинистическая эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся поныне, делится на период ришоним (общепризнанные галахические средневековые авторитеты, последним из которых принято считать рабби Исраэля Иссерлейна) и ахароним (условно — со второй половины 16 в., то есть с появления кодекса Шулхан арух). Раввинистическая эпоха отмечена интенсивным развитием теоретической и практической Галахи.

Несмотря на неизменность и неопровержимость Талмуда как источника Галахи, несмотря на преобладающий авторитет гаонов и на то, что законодателю оставался открытым лишь путь установления новых такканот, в раввинистическую эпоху возникли новые школы толкования Талмуда и послеталмудической литературы; умножились труды, принадлежащие к категории респонсов; составлялись новые сборники халахот и обычаев; появились попытки исчерпывающей кодификации Галахи.

К этому привели не только радикально менявшиеся с конца средневековья условия жизни, но и повышенная интенсивность религиозной жизни, выразившаяся во все большем углублении в практически-правовые и духовно-мистические проблемы и породившая новые предписания, обычаи и запреты. Стимулировалась эта деятельность и тем, что изучение Закона и сугубо углубленное исследование его стало охватывать постоянно расширяющиеся круги ученых.

Кодификация Галахи. После определенных глав Библии, имеющих характер кодекса предписаний (см. Развитие Галахи), самым ранним сводом Галахи можно считать Мишну. Попытки кодифицировать Галаху предпринимались затем в период гаонов. Так, определенные элементы обязательных решений встречаются уже в «Сефер ха-шеилтот» («Книга запросов», 8 в.) Аха из Шабхи. В том же веке рабби Иехудай Гаон в труде «Халахот псукот» («Решенные халахот») собрал воедино нормативные предписания, имевшие практическое применение в повседневной жизни.

Примерно сто лет спустя составитель кодекса «Халахот гдолот» («Великие халахот»), вероятно, известный вавилонский ученый Шим‘он Каяра, приводит все халахот, в том числе и такие, которые представляли к тому времени не более чем исторический интерес. Этим и последующим общепризнанным авторитетам, известным в раввинистической литературе под общим названием поским (буквально `отсекающие`, то есть решающие авторитеты), Галаха обязана не только разрешением целого ряда практических вопросов правового и ритуального порядка, но и плодотворным развитием ее кодификации.

Первым общепризнанным практическим руководством по Галахе стал труд Ицхака Алфаси «Сефер ха-халахот» (11 в.) За ним последовал в 12 в. монументальный кодекс Маймонида — Мишне Тора (Повторение Закона), который включил материал обоих Талмудов, Тосефты, галахических мидрашей, респонсы гаонов, комментарии Талмуда и предшествующих кодексов, а также признанные обычаи и его собственные установления, нередко опирающиеся на нееврейские источники. Весь этот материал был систематизирован и изложен в форме кратких решений по всем вопросам Галахи, как практического, так и исторического порядка.

Ашер бен Иехиэль (Рош) предпринял около ста лет спустя составление нового свода Галахи, в котором учел весь накопившийся материал, включая также решения французских и немецких ученых. Его сын, Я‘аков бен Ашер, идя по стопам отца, создал своим трудом «Арба‘а Турим» базу для наиболее совершенной кодификации Галахи. Из своего свода он исключил предписания, заведомо не связанные с практической жизнью, разделил свой труд на четыре части (откуда название, буквально `четыре ряда`) и подчинил материал стройной и точно продуманной системе.

Ее принял за основу Иосеф Каро, задавшийся целью создать практическое руководство по Галахе, которое положило бы конец различиям в ее применении, вызванным тем, что разные общины обращались к противоречащим порой друг другу кодексам. Однако составленный им Шулхан арух опирался преимущественно на выводы сефардских (см. Сефарды) кодификаторов и потому не мог быть принят безоговорочно общинами Германии и Польши (см. Ашкеназы), которые стали с 16 в. главными центрами еврейской жизни.

Проблему разрешил рабби Моше Иссерлес (Рама), дополнивший Шулхан арух своим трудом «Маппа», в котором были изложены все элементы германско-польской практики Галахи, расходившиеся с Шулхан арухом. С тех пор Шулхан арух и «Маппа» стали единым и самым авторитетным кодексом в истории Галахи (см. также Кодификация Закона), а соблюдение его предписаний — критерием верности традиционному иудаизму, хотя иудаизм и не исчерпывается Галахой.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 23:03:17
Паулайнера Мюнхеского нефильтрованного взял и хьюгардена С икорочкой бутериков на закусон да выпью за здоровье мужиков работящих!
Развитие Галахи. Следы очень ранних, досинайских норм, гораздо позже включенных в рамки библейской Галахи, встречаются во многих местах Торы. Так, ритуальная пригодность приносимых в жертву животных подчеркивается уже в повествовании о жертвоприношении Ноя (Быт. 8:20), а о семидневном праздновании бракосочетания и соблюдении траура по умершему рассказывается в Бытии (29:27,28; 50:10) как об общеизвестных постановлениях. В других части Торы говорится о браке и разводе как об общепринятых нормах, не нуждающихся в особом пояснении (Втор. 24:1–3).

Появившаяся в ходе исторического развития необходимость уточнить эти нормы и, главным образом, согласовать между собой отдельные законы, сборники и обширные кодексы, включенные в Тору (например, Исх. 21–23:19; Лев. 19; Втор. 21–25), породили, по-видимому, очень рано потребность в истолковании и дополнении Священного Писания.

Возможно, например, что запрет священникам есть мертвечину и «ничего, растерзанного зверем, ни из птиц, ни из скота» (Иех. 44:31) является уточнением предписаний, содержащихся в Исх. 22:30 и Втор. 14:21, а в Иеремии 17:21,22 разъясняется, что в субботу не только работать (см. Исх. 20:10), но и нести что-либо вне стен города запрещено.

Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на следующие периоды.

1. Ранний период. Устное толкование канонизированной Торы, по-видимому, началось вскоре после ее объявления Письменным Законом (между серединой 5 в. до н. э. и началом 4 в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Эз. 7:10, 11). Однако о ходе развития Галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.

Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собора. Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), Галаха и Аггада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых халахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.

На характер Галахи в ранний период ее формирования имеются косвенные указания в папирусах Элефантины (5 в. до н. э.), в Септуагинте (греческий перевод Библии; первая половина 3 в. до н. э.), в книге Бен-Сиры (см. Бен-Сиры Премудрость; около 170 г. до н. э.) и в других апокрифах (4 в. до н. э. – конец 2 в. н. э.); в сочинениях Филона Александрийского (первая половина 1 в. н. э.) и Иосифа Флавия (период разрушения Второго храма).

Расхождение между приводимыми в них халахот и законами Талмуда может служить подтверждением эволюционного процесса в ранней Галахе, хотя и не исключено, что эти халахот были включены в утраченные позднее талмудические тексты. Ту же эволюцию отражают и произведения кумранской секты (см. Ессеи; Кумран; Мёртвого моря свитки), в которых часто приводятся законы, расходящиеся с Галахой, зафиксированные в Мишне и других таннаитских источниках (см. Таннаи).

Сильный толчок развитию Галахи был дан в период упомянутых в Талмуде пяти пар законоучителей-дуумвиров (см. Зугот). Правовой материал от имени дуумвиров в Талмуде незначителен, но в их период развернулась острая борьба между саддукеями и фарисеями в области Галахи, борьба, в которой последние всегда прибегали к интерпретации текста Библии для обоснования своих позиций. Эта борьба, а также разногласия в самой среде фарисеев вылились в дискуссии, ставшие важным этапом накопления материала для создания Мишны.

2. Период таннаев (примерно 1–220 гг. н. э.). Ранняя Галаха в период таннаев выкристаллизовалась в ряд передаваемых устно постановлений, принявших форму мишнайот — кратких нормативных формулировок отдельных законов. Для деятельности таннаев характерны: упорядочение и классификация накопившегося галахического материала; развитие новых методов толкования Торы и созданной ранее Галахи, что вело к возникновению новых халахот; поляризация мнений по вопросам Галахи и методов ее развития.

Разногласия в ведущих школах фарисеев начала новой эры (см. Бет-Хиллел и Бет-Шаммай), грозившие, по утверждению Талмуда, распадом единой Торы на две отдельные (Санх. 88б), и порожденные ими дискуссии и прения характерны для всего периода таннаев, условный рубеж которого приходится на время после кончины Иехуды ха-Наси (начало 3 в.). Созданный им в конце 2 в. кодекс Мишна, в котором он собрал и отредактировал все мишнайот, в том числе ряд формулировок школ Акивы и его ученика Меира, включает и расхождения во мнениях между таннаями.

Особенно остры споры между Эли‘эзером бен Гирканом и Иехошуа бен Хананией (конец 1 в. – начало 2 в.) по поводу пределов допустимости герменевтического толкования Учения, а также между Акивой и Ишма‘элем бен Элишей (первая треть 2 в.) о методах интерпретации библейского текста и действенности законов, извлеченных разными способами толкования. Фиксируя эти разногласия, Мишна почти всегда указывает, какое из мнений принято как халаха.

Сами халахот приведены в Мишне преимущественно в связи с конкретными случаями, хотя есть в них запретительные и разрешающие законы, выраженные и в общей форме. Принципы отвлеченного законодательства иногда проступают в Мишне сквозь позитивную, практическую Галаху, но выработка и формулирование таких принципов выпали на долю ученых следующих поколений.

Материал, не включенный в Мишну, был зафиксирован в пору ее редактирования или вскоре после этого в сводах барайт, образовавших Тосефту и галахические мидраши, в которые таким образом вошли как ранние галахические постановления, так и более поздние толкования и объяснения к разным мишнайот.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 23:02:35
Паулайнера Мюнхеского нефильтрованного взял и хьюгардена С икорочкой бутериков на закусон да выпью за здоровье мужиков работящих!
ГАЛАХА (, халаха; мн. число , халахот), нормативная (в отличие от Аггады) часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности.

Содержание:

Введение
Источники Галахи
Письменный Закон
Установления, основанные на предании
Устный Закон
Постановления софрим
Обычай

Развитие Галахи
Ранний период
Период таннаев
Период амораев
Период гаонов
Раввинистическая эпоха

Кодификация Галахи
Авторитет законоучителей
Историческое значение и авторитет Галахи

Введение. Термин Галаха арамейского происхождения (существительное от корня , `ходить`, которому было придано значение `принятый путь`, `закон`). В прямой форме впервые применен в Мишне, а в сопряженном сочетании встречается в арамейском переводе Библии Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), где фраза «по праву дочерей» (Исх. 21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль». Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.

Развитие Галахи диктовалось тем, что регламентирующие жизнь евреев предписания Торы, в тексте которой после окончательной редакции не допускались никакие изменения или дополнения, часто не отвечали практическим требованиям жизни. Одни регламентации нуждались в истолковании, согласовании с аналогичными законами, содержащимися в Торе, или в точном их определении, другие — в приспособлении к радикально изменившимся бытовым и социальным условиям.

Источники Галахи. Галахическое законодательство опирается на пять неравноценных, с точки зрения иудаизма, источников:

Письменный Закон;
установления, основанные на предании;
Устный Закон;
постановления софрим;
обычай.

1. Письменный Закон. Ортодоксальный иудаизм рассматривает Письменный Закон, то есть 613 предписаний, содержащихся в Торе (см. Мицвот), не как свод правовых, ритуальных, этических и т. п. норм, собранных из разных мест Писания, а как изначально целостное Учение, откровение Божественной воли, провозглашенное при единственном и неповторимом явлении Бога еврейскому народу на горе Синай. Авторитет Письменного Закона считается непререкаемым, однако для выявления смысла каждого из предписаний следует читать Тору (даже ее повествовательные разделы) как документ, верное понимание которого требует глубокого уяснения и толкования.

Труднообъяснимое на первый взгляд, но хорошо известное ученым талмудическое изречение: «Даже то, что сведущий ученик когда-либо изложит своему учителю [в объяснение Закона], уже было сказано Моисею на Синае» (ТИ., Пеа 2:6; Лев. Р. 22; ср. Мег. 19б), — подтверждает незыблемую веру в авторитетность Торы как основного источника Галахи, а также в то, что в ней содержатся решения любых проблем, выдвигаемых жизнью. Поэтому и все последующие установления Галахи, правила, решения галахических авторитетов являются не чем иным, как разъяснением и уточнением основных 613 предписаний.

2. Установления, основанные на предании. Предписания ритуального или правового порядка, встречающиеся в изречениях пророков (см. Пророки и пророчество) или повествованиях агиографов (см. Библия. История создания и характеристика отдельных книг Библии. Структура Библии), галахическая традиция не считает нарушением библейского правила: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедаю вам» (Втор. 4:2), а рассматривает их как дошедшие через этих авторов предания (диврей каббала, буквально `слова предания`), предполагая, что они были открыты пророкам и агиографам либо как толкование заповеди, либо прямо как заповедь, данная на горе Синай. По этой причине они и считаются, как правило, законами Торы.

3. Устный Закон включает: толкование Письменного Закона, которое, по мнению ученых Талмуда, было вверено во всех подробностях Моисею на Синае одновременно с Торой; законы, именуемые в талмудической литературе халаха ле-Моше ми-Синай; логические дедукции (сварот).

К толкованию Письменного Закона применяются два разных по авторитетности метода: первый — прямая интерпретация текста, рассматриваемая как безусловно данная на Синае и поэтому относимая к разряду ми-де-орайта (буквально `из Торы`), то есть имеющая авторитет Письменного Закона; второй — выводы из скрытого смысла текста, получаемые при посредстве правил герменевтики. Авторитетность таких выводов, обозначаемых в талмудической литературе термином ми-де-раббанан (буквально `от раввинов`), служит предметом разногласий между толкователями Талмуда, поскольку в его трактатах нет твердо установленных правил на этот счет.

Термином халаха ле-Моше ми-Синай обозначено некоторое число постановлений, наделенных авторитетом библейских предписаний, хотя они не изложены в Торе и не выведены из нее путем герменевтического толкования. В Мишне этот термин встречается всего три раза (Пеа 2:6; Эд. 8:7; Яд. 4:3), но часто употребляется, в числе аналогичных выражений, в Гемаре и других раввинистических источниках.

Сопутствующие термину примеры показывают, что речь идет о давно установившихся нормах, которые не могли быть известны законоучителям, если бы не были основаны на древней традиции. Подавляющее большинство средневековых ученых толкует этот термин буквально. Однако некоторые подчеркивают, что многие из отмеченных этим термином постановлений довольно позднего происхождения, но до такой степени понятны и бесспорны, что их следует расценивать так же, как если бы они были даны Моисею на Синае.

Определение отдельных халахот как свара указывает на то, что содержащиеся в них решения разумеются сами собой, не нуждаются в каком-либо подтверждении библейским текстом и их следует принимать как аксиомы. К разряду свара относятся, например, презумпция права на владение (см. Хазака), установление о том, что обязанность доказательства возлагается на истца.

4. Постановления софрим. В талмудической литературе выражениями ми-диврей софрим (буквально `со слов писцов`), ми-диврейхем (буквально `с их слов`) обозначены два типа халахот: а) предписание по существу содержится в Торе, но разъяснено толкователями, жившими в ранний послебиблейский период; б) постановления приняты и введены в жизнь самими софрим. Ко второму типу относятся: конкретные разрешающие постановления (такканот), уточняющие принципы религии и Торы, и запретительные (гзерот), цель которых предотвратить нарушение этих принципов. Эти два типа халахот характерны и для выводов ми-де-раббанан.

5. Обычай. Словом «обычай» (см. Обычаи; Обряды) талмудическая литература обозначает разные по авторитетности факторы, на которые опирается Галаха:

общепринятая форма, согласно которой решается вопрос в тех случаях, когда халаха недостаточно уточнена;
заведенный порядок, которому следуют на практике в тех случаях, когда мнения по поводу применения какой-либо галахи расходятся;
обычай, противоречащий теоретической Галахе, но общепринятый в обиходе людей, известных своей благочестивостью;
обычай, введенный определенной группой законоучителей в некоторых областях религиозной, общественной или правовой практики в дополнение к действующей Галахе.

О значении обычая в установлении Галахи свидетельствуют такие высказывания, как: «если... ты не знаешь сущности галахи, пойди и посмотри, как поступает народ» (ТИ., Пеа 7:5 и в других местах), «обычай вытесняет галаху» (ТИ., Иев. 12:1) и «обычаи наших предков суть Учение» (тосафот к Мен. 20б).

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 23:01:34
проект
Талмуд и Мндраш. Большинство мудрецов Талмуда верило в решающую роль, которую играют небесные тела в определении человеческих судеб. Однако к умению астрологов правильно истолковывать знамения звезд они относились скептически. Некоторые видные таннаи и амораи считали, что власть звезд над людьми не распространяется на народ Израиля. Рабби Иоханан сказал: «Нет звезды (маззал) для Израиля». Слова маззал (звезда счастья) и гад (первоначально тоже название звезды) стали означать попросту «удача» или «счастье».

Средние века. На протяжении 8–10 вв. в странах ислама видные еврейские астрологи написали ряд книг по астрономии и астрологии. Несколько астрологических трактатов 9–11 вв. было переведено с арабского на иврит, включая арабский вариант трудов Птолемея. Многие средневековые еврейские ученые и философы хорошо разбирались в астрологии и считали ее истинной наукой. Книга Шломо Ибн Габирола «Кетер малхут» включает подробное описание влияния каждой из семи планет на события в подлунном мире. Аврахам Ибн Эзра был известен и в нееврейских кругах как преуспевающий ученый-астролог. Однако Ибн Эзра считал, что человек может изменить свою судьбу, «предсказанную» звездами, путем духовного самоусовершенствования. Ибн Эзра писал: «Известно из опыта, что у каждого народа есть своя звезда и созвездие; точно так же есть созвездие у каждого города. Но Господь проявил Свое величайшее благоволение к Израилю тем, что оставил его без ведущей звезды и Сам стал его советником». Чтобы согласовать предопределения звезд с Божьим провидением, Ибн Эзра приписывает астрологическое значение двум разным библейским именам Бога: Элохим относится к Творцу в его «естественных» проявлениях, раскрывающихся в согласии с предначертаниями звезд, а Яхве — к Творцу, проявляющемуся чудесным образом, то есть как «к сокрушителю предначертаний» (см. Бог. В Библии. Имена). Ибн Эзра написал много книг по астрологии. К концу 13 в. большинство его сочинений были переведена на латинский язык. Среди еврейских философов средневековья лишь Маймонид целиком отвергал астрологию, считая ее суеверием, недостойным называться наукой. Но Маймонид не оказал влияния на последующих еврейских писателей, кроме немногих исключений. Иехуда Лива бен Бецалель из Праги занимался астрологией вместе со своим другом астрономом Тихо Браге.

В каббалистической литературе (см. Каббала) астрология упоминается довольно часто. Так, в «Сефер-иецира» есть несколько глав, посвященных таким темам, как соотношение между некоторыми согласными в иврите, днями недели и планетами, между «домами» Зодиака и месяцами. В «Сефер Разиэль ха-мал’ах» («Книга ангела Разиила») объясняется система астрологических предсказаний. Например, каким образом предсказатели узнают судьбу человека? Путеводная планета, восходящая на Востоке (в час рождения человека) — это «знак» его жизни. Если на восходе «дом» Сатурна — человек будет жить до 57 лет, если «дом» Юпитера — до 79 и т. д. Сатурн «ведает» благосостоянием, нищетой и т. п. Юпитер — жизнью, благополучием, счастьем, богатством, честью, величием, достоинством, Марс — кровью, мечом и т. п., Венера — красотой, изяществом, аппетитом и т. п. Книга Зохар принимает астрологию как нечто безусловное, однако каббалистическая система Зохара не придает астрологии и астрологическим понятиям большого значения, ибо после откровения на горе Синай Бог освободил из-под власти звезд сынов Израиля, которые изучали и соблюдали Его закон.

Некоторые еврейские астрономы и астрологи служили в королевствах Южной и Западной Европы в качестве придворных астрологов. Астрология нашла отражение в еврейском фольклоре, и следы верований, связанных с астрологией, можно обнаружить в некоторых народных религиозных обрядах.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 23:00:55
как то быстро майдан закончился
Учение караимов. Единственным источником веры и законодательства караимов является в принципе (хотя не всегда на практике) Библия. Все религиозные предписания должны проистекать непосредственно из Библии и основываться на буквальном понимании текста, на обычном смысле слов и на контексте. Традиция используется лишь в случаях, когда библейский текст неясен, когда библейское описание неполно и когда она необходима для выполнения библейских предписаний. Однако и в этих случаях роль традиции весьма ограничена и является подчиненной. Караимы признают некоторые раввинистические постановления, но не в качестве сохраненного законоучителями Устного Закона, а в качестве разъясняющих предписаний, основа которых может быть обнаружена в тексте Библии. Каждый должен изучать Писание самостоятельно, и, если его познания и совесть побуждают его отвергнуть точку зрения авторитетов, он вправе сделать это. На начальных этапах развития учения (8–9 вв.) в караимстве превалировали индивидуалистские тенденции, вследствие чего доктрина караимов представляла собой конгломерат бесконечно разнообразных мнений. Иехуда бен Элияху Хадасси (см. выше) установил не менее 80 различных правил герменевтики, включив в них и правила, используемые в Талмуде. В результате длительного процесса систематизации караимство ко времени Элияху Башьячи (конец 15 в.) приняло окончательную форму.

В качестве норм для установления закона были определены четыре принципа: 1) буквальное понимание библейского текста, 2) единодушие в общине, 3) вывод по аналогии, 4) знание, основанное на человеческом разуме. На практике эти принципы соблюдались далеко не всегда, в особенности принцип единодушия. Отвергая Устный Закон, караимы, тем не менее, выработали подобие собственной Галахи, основанной на традиции и комментариях караимских авторитетов. Кроме принципиального расхождения в вопросе об Устном Законе, вероучение караимов по сути не отличается от иудаизма раббанитов. Философские основы учения караимов изложены в труде Ахарона бен Элияху из Никомедии «Эц хаим» (см. выше). Элияху бен Моше Башьячи и его ученик Калеб Афендополо сформулировали десять принципов вероучения караимов:

Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего;
Он — Творец, который Сам не был сотворен;
Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един;
Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков);
Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом;
каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл (микра и перуш);
Бог раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея);
Бог воскресит мертвых в Судный день;
Бог воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире);
Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида.

В отличие от раббанитов, караимы не имеют фиксированного числа мицвот, и караимская доктрина значительно уступает по степени разработанности доктрине раввинистического иудаизма. Календарь и законы о браке, предписания о ритуальной чистоте представляют собой наиболее разработанные области караимского учения. Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным; нисан считается первым месяцем года. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, вследствие чего караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней. Шаву‘от выпадает на 50-й день после пасхальной субботы и, следовательно, всегда приходится на воскресенье. Признавая Пурим, караимы не соблюдают Эсфири пост. Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с богослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Караимы отвергают некоторые из раввинистических предписаний относительно обрезания. Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов. В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено. Особой строгостью отличаются караимские предписания о ритуальной чистоте, а также законы в отношении допускаемой степени родства вступающих в брак. В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в 11 в. ввиду угрожавшего общине вымирания ограничения подверглись некоторому смягчению. Караимские правила о ритуальной нечистоте, связанные с менструацией (см. Нидда), строже соответствующих правил, принятых у раббанитов. Караимская литургия, первоначально состоявшая исключительно из пения библейских псалмов, имеет мало общего с литургией раббанитов. Богослужение отправляется дважды в день (утром и вечером); по субботам и праздничным дням добавляется молитва Мусаф и ряд других молитв. Молитвы состоят в основном из фрагментов библейского текста; особое внимание уделяется чтению псалмов, а также караимской литургической поэзии. Молитва Шма включена в караимский ритуал, молитва Шмоне-‘эсре (см. Амида) неизвестна караимам. Во время молитвы караимы носят цицит с голубой нитью. Библейские предписания о мезузе и тфиллин трактуются у караимов как чисто символические.

На протяжении почти всей своей истории караимы считали себя евреями и боролись за признание их особой общиной в рамках иудаизма. Исключение составляли лишь крымско-литовские караимы в России и Австрии (см. выше). Отношение евреев-раббанитов к караимам было двойственным: некоторые поским в разные периоды рассматривали караимов то как еврейскую общину (вплоть до того, что допускали браки между караимами и раббанитами), то отрицали их принадлежность к еврейству и воздвигали различные преграды между ними и евреями-раббанитами. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 22:59:36
как то быстро майдан закончился
Сохранившиеся караимские печатные издания сравнительно немногочисленны. Наиболее раннее издано в 1528–29 гг. в типографии Даниэля Бомберга в Венеции. Первыми печатниками-караимами были братья Афда (Афида) и Шабтай Ерака, выпустившие в 1773 г. в Константинополе несколько образцов караимских литургических текстов и затем продолжавшие свою издательскую деятельность в Крыму (см. Книгопечатание). В караимской типографии в Евпатории напечатан ряд важных текстов, в том числе произведения Фирковича. Развитию печатного дела у караимов препятствовал их традиционный консерватизм и малый спрос на книги.

После русской революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи — в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после Первой мировой войны стал Вильнюс.

Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину, представленную восемнадцатью бывшими офицерами армии генерала Врангеля, обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел рейха, которое 5 января 1939 г. специально отметило, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской. В соответствии с этим во время Второй мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей и даже пользовались их расположением. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) караимы разделили судьбу евреев (см. Бабий Яр). В ходе войны вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению в соответствующих германских ведомствах, обратившихся к трем еврейским ученым — Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану и И. Шиперу — с запросом о происхождении караимов. Чтобы спасти караимов, все трое высказали мнение, что крымско-литовские караимы нееврейского происхождения. Со своей стороны, европейские караимы были в основном равнодушны к Катастрофе европейского еврейства. В годы Второй мировой войны в рядах Советской армии были и караимы.

В оккупированной Франции особая политика немецких властей в отношении караимов столкнулась с возражением местных фашистов, настаивавших на регистрации караимов как евреев. Лишь в январе 1943 г. генеральный комиссариат по еврейским делам правительства Виши, уступая немецкому давлению, признал караимов неевреями. Немногочисленная караимская община Франции избежала судьбы, выпавшей на долю французских евреев.

После Второй мировой войны продолжался начавшийся ранее процесс ассимиляции караимов в Советском Союзе. Их общая численность там непрерывно сокращалась. Если в 1897 г. общая численность караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то по переписи населения СССР в 1959 г. — 5,7 тыс., в 1970 г. — 4,6 тыс. и в 1979 г. — 3,3 тыс. человек.

В Египте в период между Первой и Второй мировыми войнами наблюдались известные признаки оживления караимской общины. По некоторым данным, накануне переселения большинства караимов в Израиль их число в Египте достигало около десяти тысяч человек. Караимы участвовали в сионистской деятельности и еврейской печати. Мурад Фарадж (1866–1956) приобрел известность как литератор и журналист. Караимом был один из казненных в 1955 г. участников сионистского «каирского подполья» доктор М. Мазрук.

После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте. Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции. Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек. К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен. Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый бет-дин (религиозный суд), в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков (раббанитской Галахой и караимским законом браки между караимами и раббанитами не допускаются). Юридический статус караимского бет-дина до сих пор не определен. Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому бет-дину статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 22:59:06
как то быстро майдан закончился
В 1699 г. Мордехай бен Нисан Кукизов написал два сочинения о караимстве, одно из которых было ответом на вопросы Карла XII Шведского. В 1700 г. по просьбе двух шведских ученых Шломо бен Ахарон Троки написал трактат о караимстве и его принципиальных отличиях от раввинистического иудаизма. Родственник Мордехая, плодовитый писатель Иосеф бен Шмуэль ха-Машбир, стал хахамом Галича, положив начало караимской династии хахамов Галиции.

Во второй половине 18 в. благодаря тесным связям с караимами Литвы и приезду группы караимских ученых из Луцка караимская община Крыма вступила в период интеллектуальной активности. Среди переселившихся из Луцка в Крым ученых был Симха Ицхак бен Моше Луцкий, поселившийся в Чуфут-Кале (1750). В его известном сочинении «Орах цаддиким» («Путь праведных») излагается история караимства и дается обзор деятельности караимских ученых в различных странах; к трактату прилагается алфавитный перечень всех караимских сочинений.

До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раббанитов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).

Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма, как и крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда. Караимские лидеры выступают с утверждением, что караимам свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов: трудолюбие, честность и верность трону. В 1809 г. караимы возбудили дело против евреев города Троки, добиваясь их изгнания оттуда и утверждая, что право на проживание там было в свое время даровано польскими королями исключительно караимам. Не достигнув цели, караимы возобновили свое ходатайство в 1822 г. и в 1835 г. добились принятия русским правительством закона о выселении евреев из Трок. Одновременно караимы добиваются изменения официального названия общины: вместо «евреи-караимы» они стали называться «русские караимы ветхозаветного вероисповедания», а позднее — просто «караимы». Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были главным образом мелкими торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, и владельцами соляных копий.

В 1837 г. в Таврической губернии (Крым) караимам были предоставлены некоторые права, которыми пользовалось Крымское мусульманское духовенство, в том числе право религиозного самоуправления. Главой караимского духовенства губернии стал хахам (в русском официальном написании — гахам), избираемый представителями караимских обществ и утверждаемый министром внутренних дел. Резиденцией гахама была Евпатория. При каждой караимской синагоге (кенасса) состояли два газзана (см. Хаззан; здесь, по существу, должность, аналогичная должности раввина) и один шаммаш; все эти должности были выборными. Гахам и газзаны евпаторийской синагоги составляли Таврическое караимское духовное правление, к ведомству которого в 1850 г. были причислены и караимы западных губерний. В 1863 г. караимы были полностью уравнены в правах с коренным населением России. Тогда же караимы западных губерний получили самостоятельное духовное управление с центром в Троках. Достижение равноправия было в значительной мере подготовлено деятельностью первого официально признанного российскими властями караимского гахама Симхи Бабовича (1790–1855). Иосеф Шломо бен Моше Луцкий написал ряд галахических трудов, важнейшим из которых является комментарий к «Сефер ха-мивхар» Ахарона бен Иосефа ха-Рофэ (см. выше), опубликованный под названием «Тират кесеф» («Серебряный дворец», 1835). Сын И. Ш. Луцкого — Аврахам бен Иосеф Шломо Луцкий — основал в Евпатории караимскую школу. Он был автором сочинений по караимскому религиозному праву, литургических поэм и других литературных произведений. Оппонентом И. Ш. Луцкого был Давид бен Мордехай Кукизов (1777–1855), автор теологического труда «Цемах Давид» («Росток Давида», 1897). Мордехай бен Иосеф Султанский (родился, по-видимому, в 1772 г. – умер в 1862 г.) был автором трудов по теологии, истории и грамматике; одним из его учеников был Шломо бен Аврахам Бейм (1817–67), написавший на русском языке несколько трактатов о караимах, научная ценность которых, однако, сомнительна.

Самым выдающимся караимским ученым 19 в. и наиболее активным борцом за уравнение караимов в правах был Аврахам бен Шмуэль Фиркович, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей, перешедшую впоследствии в собственность Императорской библиотеки в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер писаний Фирковича, его склонность к фальсификации истории и построению необоснованных гипотез уменьшают научную ценность его исследований, которые, тем не менее, внесли важный вклад в изучение истории караимов и в научную иудаистику. Утверждая, что караимы являются потомками израильтян, поселившихся в Крыму за несколько столетий до н. э. и построивших там три города — Солхат, Онхат и Села-ха-Иехудим (см. выше), Фиркович стремился доказать, что караимы не разделяют вины евреев в распятии Христа и заслуживают иного отношения к себе христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу же восходит идея о караимском вероисповедании хазар. После смерти Фирковича караимская ученость пришла в упадок. В 1911 г. караимские студенты Московского университета основали ежемесячник на русском языке «Караимская жизнь», который, однако, не просуществовал и года. В 1913–14 гг. в Вильне выходило в свет периодическое издание на русском языке «Караимское слово»; в 1924 г. в Вильно выпускался на польском языке журнал «Караимская мысль», помещавший научные работы, а также публикации о жизни караимской общины. Тракайский хахам С. Х. Шапшал (избран в 1920 г., утвержден польским правительством в 1932 г.) собрал уникальную коллекцию караимских древностей (в 1940 г. основан музей караимской культуры).

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 22:58:35
как то быстро майдан закончился
В конце 11 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается с Востока, где начинается духовный упадок общины, в Испанию. В 12 в. единственной процветающей общиной караимов была египетская. В Египте караимы пользовались расположением властей, и им удалось привлечь на свою сторону часть раббанитов, община которых подвергалась гонениям. Другая часть еврейской общины, хотя формально и не приняла караимскую доктрину, подпала под влияние караимов и почти перестала соблюдать талмудические предписания. Лишь с прибытием в Египет Маймонида авторитет Талмуда среди раббанитов был восстановлен.

В Египте жил выдающийся караимский поэт Моше бен Аврахам Дар‘и (конец 12 в. – начало 13 в.); его поэзия являлась в значительной мере имитацией классической еврейской поэзии «золотого века» в Испании (Иехуда ха-Леви, Шломо Ибн Габирол, Аврахам Ибн Эзра). В 12–15 вв. в Египте (главным образом в Каире) жили писатели — К. Яфет ал-Баркамани, Яфет ибн Сагир, Исраэль ха-Даян ха-Ма‘арави (умер до 1354 г.) и Шмуэль бен Моше ха-Ма‘арави (ал-Муграби, 15 в.), не сыгравшие, однако, существенной роли в духовном развитии секты.

Расцвет караимской общины в Испании был кратковременным: правитель Кастилии под влиянием раббанитов искоренил караимство в стране, и центр духовной жизни караимов переместился в Византию, где в 12–16 вв. существовала богатая караимская литература. Византийский караим Товия бен Моше ха-Авел, прозванный Ха-‘Овед (Работник) и Ха-Ма‘атик (Переводчик), перевел с арабского языка на иврит сочинения Иешуа бен Иехуды (Абу ал-Фараджа) и Иосефа бен Аврахама ал-Басира (см. выше). Другим выдающимся переводчиком был Я‘аков бен Шим‘он. Эти переводы сделали доступными для византийских караимов произведения их арабоязычных единоверцев и создали своеобразный стиль караимской литературы на иврите, сохранявшийся вплоть до 19 в. В 12 в. в Византии трудился Я‘аков бен Реувен ха-Сфарди, автор комментария к Библии «Сефер ха-‘ошер» («Книга богатства»), состоящего главным образом из фрагментов произведений более ранних караимских авторов. Одним из наиболее выдающихся караимских ученых Византии 12 в. был Иехуда бен Элияху Хадасси, автор энциклопедического свода караимского богословия на иврите «Эшкол ха-кофер» («Кисть кипрея»). В 13 в. Ахарон бен Иосеф ха-Рофэ составил классический комментарий к Библии «Сефер ха-мивхар» («Книга отбора»). Живший в первой половине 14 в. Ахарон бен Элияху из Никомедии, кодификатор, комментатор и философ, считался «караимским Маймонидом». Он был автором систематического кодекса караимского религиозного законодательства «Ган Эден» («Сад Эдемский»), комментария к Библии «Кетер Тора» («Венец Торы»; обнаруживается влияние А. Ибн Эзры) и религиозно-философского сочинения «Эц хаим» («Древо жизни»), в котором аристотелизму Маймонида противопоставляются идеи мусульманских теологов — мутазилитов (см. Философия).

Завоевание Византии турками (1453), предоставившими убежище еврейским изгнанникам из Испании, привело к сближению между раббанитами и караимами в 15–16 вв. Ученые-раббаниты наставляли караимов в изучении еврейской литературы, а иногда брали караимов в ученики. Одним из таких учеников был Элияху бен Моше Башьячи, наиболее видный караимский ученый своего времени, составивший свод законов «Аддерет Элияху» («Облачение Илии») — караимский аналог Шулхан арух. Многосторонний ученый Калеб Афендополо, зять и ученик Элияху, завершил труд тестя и оставил свои сочинения по теологии, математике, астрономии, философии и праву, а также религиозные и светские стихотворения. Постепенно расцвет караимской общины Византии сменился упадком, а со смертью последнего выдающегося византийско-караимского ученого Моше бен Элияху Башьячи, правнука Элияху Башьячи, в конце 16 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается в Литву.

Лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. Наличие отдельных караимов в Крыму прослеживается уже в 12 в. Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу. В 13 в. значительное число караимов, главным образом из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат (ныне Старый Крым) караимская община, согласно сохранившимся документам, существовала в 14 в. С происхождением караимской общины города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано много легенд и позднейших фальсификаций. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма; еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.

Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче и в местечке Красный Остров близ Львова (караимы назвали его Кукизов). Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. На караимский язык была переведена литургия. Первым выдающимся караимским ученым в Литве был Ицхак бен Аврахам Троки, получивший известность как автор полемического антихристианского трактата «Хиззук эмуна» («Укрепление веры»). Изданный в 1681 г. в латинском переводе трактат стал широко известен в христианском мире. Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) караимы большей частью разделяли участь евреев-раббанитов. Общность судьбы сплачивала обе общины, между которыми в этот период существовали дружественные отношения. Так, раббаниты пришли на помощь караимам во время попытки в местечке Шаты близ Трок (1679/80) обвинить караимов в убийстве христианского ребенка (см. Кровавый навет).

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 22:57:31
как то быстро майдан закончился
Одна из сект (укбариты) была основана в первой половине 9 в. Ишма‘элем Укбари (уроженцем города Укбара близ Багдада), который резко критиковал Анана бен Давида, отступал от масоретского текста Библии (см. Масора) и склонялся к облегчению законов о пище, субботе и праздниках. Другая секта (тифлиситы) основана во второй половине 9 в. уроженцем Багдада и жителем Тбилиси Мусой (Моше) ал-За‘афрани (известным также как Абу Имран ал-Тифлиси). Ал-Тифлиси был учеником Ишма‘эля Укбари. Он написал трактат, санкционировавший употребление в пищу мяса, что отвергалось ранними караимскими авторитетами. С сектой тифлиситов была тесно связана секта малекитов, основанная в тот же период в Рамле Маликом ал-Рамли, который запретил употребление в пищу кур. Преемники Анана, подобно ему носившие титул наси, жили большей частью в Египте.

В 9 в. начинается процесс постепенной консолидации караимства в однородную доктрину. У истоков этого процесса стоит Биньямин бен Моше Нахавенди — первый караимский систематизатор вероучения. Вопреки догматическим тенденциям, Нахавенди продолжает требовать абсолютной свободы и независимости индивидуального изучения Писания: брат не обязан соглашаться с братом, сын — с отцом, ученик — с учителем. Нахавенди, в отличие от Анана бен Давида, не стремился специально подчеркивать враждебность к раббанитам; напротив, в случаях, когда библейский текст не позволяет прийти к определенному решению, Нахавенди советует принимать точку зрения раввинов. Нахавенди — первый караимский автор, у которого появляется термин «караимы». Оппонентом либеральных взглядов Нахавенди был Даниэль бен Моше ал-Кумиси (9 в.) — первый видный караимский законоучитель, поселившийся в Иерусалиме. Ал-Кумиси считал, что в случае сомнений в интерпретации библейского текста должно быть принято буквальное толкование закона.

10 в. был периодом консолидации караимской доктрины, последователи которой развернули активную миссионерскую деятельность среди раббанитов. В среде караимов появляются многочисленные теологи, законоучители, комментаторы Библии, грамматики и лексикографы, пишущие преимущественно на арабском языке. Придавая особое значение изучению Библии, караимы с большим рвением занимались масоретским (см. Масора, Ахарон Бен-Ашер) и грамматическим исследованиями библейского текста. Враждебное отношение к светской культуре, характерное для Анана бен Давида и ранних представителей караимства, сменяется интересом к светским наукам, и ученые-караимы способствуют расцвету арабской культуры своего времени. Миссионерская деятельность караимов, хотя и не сопровождавшаяся видимым успехом, побудила раббанитов к вступлению в начатую караимами полемику, основной мишенью которой служил антропоморфизм Аггады и еврейской мистической литературы.

Первым значительным автором, выступившим против караимов, был Са‘адия Гаон. Крупнейшим законоучителем караимской общины этого периода был Я‘куб ал-Киркисани (см. выше), чей труд по религиозному праву, в особенности его вводная часть, служит ценным источником по истории секты. Давид бен Боаз, потомок Анана бен Давида, пользовался репутацией выдающегося комментатора Библии; ему приписывается авторство несохранившегося труда по религиозному праву. Во второй половине 10 в. широкую славу в качестве лексикографа и комментатора Писания снискал Давид бен Аврахам Алфаси, живший в Фесе (Марокко). В конце столетия Яфет бен Али из Басры перевел Библию на арабский язык, снабдив перевод собственным комментарием, который пользуется у караимов таким же авторитетом, как у раббанитов комментарий Раши.

Одним из наиболее активных оппонентов раббанитов, и в первую очередь Са‘адии Гаона, был Салман (Шломо) бен Иерохам (середина 10 в.). Другим выдающимся караимским полемистом этого времени был Сахл бен Мацлиах ха-Кохен, составивший на арабском языке сборник поучений «Сефер диним» («Книга законов»); в написанном им на иврите введении к этому сборнику содержится ценный материал о караимской общине Иерусалима, который в то время был одним из караимских центров. Среди караимских ученых, действовавших в Иерусалиме в конце 10 в., был Иосеф бен Ноах, возглавлявший иешиву и получивший известность как грамматик и комментатор Библии. Его ученик Абу ал-Фарадж Харун (Ахарон бен Иехошуа), живший в первой половине 11 в., также был выдающимся грамматиком и комментатором Библии. Известным теологом и философом был и другой ученик Иосефа бен Ноаха — Иосеф бен Аврахам ха-Кохен ха-Ро‘э ал-Башир. Их современник Нисси бен Ноах, живший в Иране, составил философский комментарий к Десяти заповедям. Ученик ал-Башира, Иешуа (Иехошуа) бен Иехуда (арабское имя Абу ал-Фарадж Фуркан ибн Асад; вторая половина 11 в.) — последний караимский ученый в Эрец-Исраэль, приобрел известность как законоучитель и философ, а также переводчик и толкователь Библии. В 1099 г. крестоносцы (см. Крестовые походы) захватили Иерусалим и физически уничтожили как раббанитскую, так и караимскую общины города. Деятельность караимов в Эрец-Исраэль прекратилась. В 1642 г. в Иерусалиме проживало всего 17 караимов, в середине 18 в. — ни одного.

By ДЖУГА2 at 04.01.2018 22:56:24
как то быстро майдан закончился
КАРАИМЫ (, караим — `читающие`, , бней микра, , ба‘алей микра — `люди Писания`), возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции (см. Устный Закон, Талмуд). Караимы выработали собственную традицию, севел ха-иеруша (`бремя наследия`), представляющую собой корпус доктрин и установлений, которые, хотя и не могут быть обнаружены в Библии, обязательны для членов общины. Возникновение секты караимов представляет собой реакцию на господство авторитета послебиблейской устной традиции. Караимы опирались, по-видимому, на домишнаитские традиции саддукеев. Вместе с тем в караимстве можно видеть продолжение традиции еврейского сектантства, одним из древнейших памятников которого являются Мёртвого моря свитки. Хотя преемственность между караимами и прекратившей свое существование за 700 лет до возникновения караимства Кумранской общиной не доказана, обе эти секты характеризуют отказ от устной традиции и обращение к Библии как единственному руководству в повседневной жизни, мессианизм (см. Мессия) с его поисками в Писании скрытых указаний на близящийся конец мира, когда наступит избавление Израиля, а также вера в истинно Моисеево (см. Моисей) происхождение учения секты.

Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и ее литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (см. Секты малые). В качестве аргумента в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов так называемого Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и который считался памятником литературы саддукеев.

Эти параллели между доктринами кумранитов и караимов не позволяют, однако, отождествить обе секты. В ранней караимской литературе не упоминаются документы, относящиеся к периоду, предшествующему образованию секты и подтверждающие справедливость ее учения. Упоминая о секте, именовавшейся арабами ма‘ария (`пещерники`), караимский автор 10 в. Я‘куб ал-Киркисани сопровождает пренебрежительной оценкой большинство письменных документов этой секты, хранившихся в пещерах. Нет никаких доказательств того, что «Мегиллат брит Даммесек» является караимским документом. Между учениями караимов и кумранитов существовали значительные различия: караимы исповедовали строгий монотеизм, кумранские сектанты — дуализм, караимы верили в свободу воли, кумраниты — в предопределение. Не существует убедительных доказательств какого-либо влияния рукописей Мертвого моря на караимов. Обе секты являются, по-видимому, отдельными звеньями в цепи еврейского сектантства, главная общая характеристика которых — их оппозиция Устному Закону.

Основателем секты караимов считается Анан бен Давид, по имени которого секта первоначально называлась «ананиты». Караимы приняли в свои ряды остатки еврейской секты исавитов (последователей Абу Исы ал-Исфахани) и иудганитов, испытавших влияние ислама, а также немногочисленных последователей различных антираввинистических ересей, в частности, приверженцев саддукеев доталмудической эпохи. Согласно караимской традиции, возникновение секты восходит к первому расколу в еврейском народе в царствование Иоров‘ама I: впоследствии истинный Закон соблюдался саддукеями, глава которых, Цаддок, частично открыл истину, обнаружение которой во всей полноте является заслугой Анана бен Давида. Раввинистические источники, со своей стороны, приписывают возникновение секты честолюбию Анана, якобы задетого тем, что вместо него эксилархом был избран его младший брат Ханания. В этих источниках содержится также утверждение, что на формирование ереси караимов оказал влияние некий мусульманский мудрец (согласно позднейшему мусульманскому источнику — Абу Ханифа, основатель одного из направлений в суннизме; см. Ислам). Существуют, однако, известные параллели между караимством и возникшим за 100 лет до него шиизмом в исламе: оба течения отвергают некоторые элементы традиции и претендуют на верность первоначальному вероучению, искаженному позднейшими толкователями.

Обращение к Библии как к единственному источнику Закона выражено в установленном Ананом принципе: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение». Применение этого принципа на практике привело к тому, что после смерти Анана движение превратилось в конгломерат различных антираввинистических ересей.